Меньше ада - блог плохой христианки (badbeliver) wrote,
Меньше ада - блог плохой христианки
badbeliver

А есть ли добро БЕЗ Бога? А если найду?

В оригинале опубликовано на сайте православного маолодежного движения Челябинской епархии. Спасибо Кириллу Белоусову, который заставил систематизировать еще раз мои мысли на эту важную тему.

Вопрос: Как ты думаешь, существует ли подлинная доброта вне Христианства?


Я считаю, что подлинная доброта существует без Христианства… Но недолго. Это как спросить — существует ли рыба без воды? Да, существует. Но живая — недолго. Потом неизбежно дохнет и в лучшем случае попадает на стол в качестве ухи.

То же самое происходит и с добротой без христианства. Она, несомненно, существует — не зря же апостол Павел говорит, что в закон Божий у некоторых язычников написан в сердце (Рим 2:10-16). Это про совесть. Но очень сложно быть добрым вне Христианства. Сложно — и как-то, в целом, бессмысленно. Без Христианства быть добрым или злым — все равно. Это твой личный выбор. Без христианства абсолютно невозможно сказать, что добро “лучше” зла. То есть сказать-то можно, а доказать будет особо нечем. Можно говорить о естественных правах личности, о гуманизме, об “эволюционной“ взаимопомощи. Но все это не тянет на обязательность и опять-таки остается личным выбором.

Например, если мне удобно в данный момент сделать другому гадость — почему я должен остановиться перед какой-то там “эволюционной выгодой взаимопомощи для человеческого вида”? Ведь естественный отбор для вида тоже полезен. И я — тоже человек, более того — более сильная и хитрая особь, которая сможет обмануть, сделать гадость, украсть — и дать больше потомства. Имею право. И тоже вполне себе эволюционное.

Utkca2MhcVE

Или почему меня должны останавливать перед злом гуманистические интересы и интересы человечества? ХХ век показывает, что гуманизмом вполне можно оправдать массовые расстрелы — а что, они же во имя “всеобщего блага”! А “всеобщему благу” вот эти конкретные расстрелянные и замученные нанесли бы вред. Это как бы недочеловеки, так что в отношении них “гуманизм” вроде как и не действует. Они, понимаете ли, не входят в понятие “настоящего человека”. И все — к стенке их. Или в газовую камеру. Во имя Идеала Человека, само собой. Вот такую примерно эволюцию проходит добро без Бога — оно теряет опору и может превратиться в что-то совсем далеко от добра…

Так что добро может быть понято очень по-разному. “Добро” вполне может оправдывать массовые расстрелы. Ответ на вопрос “что такое хорошо, а что такое плохо” не так уж очевиден. Вот один дикарь отвечал исследователю:“Хорошо — это когда я украл у кого-то жену, а плохо — это когда у меня украли”. Понимание “добра” в разных традициях и культурах может быть совершенно разным. Спартанцы детей ведь со скалы сбрасывали не потому что были злобными и жестокими, а во имя определенным образом понятого “общественного блага”.

Кстати, на тему сбрасывания со скалы. Ведь эта философия далеко не ушла. Вот редактор “Комсомолки” написал колонку, в которой утверждал, что христианский проповедник Ник Вуйчич без рук и ног — это недочеловек, и такие размножаться не должны.  И все ругаются и возмущаются. А я думаю — ну а что, человек имеет право так думать, если он не христианин. Потому что вне Христианства нет оправдания Нику Вуйчичу. Он для экономики бесполезен. Он “полезен” и важен только как личность. Для других — тоже личностей. И советское время инвалидов — героев войны — не задумываясь, высылали из крупных советских городов, чтобы вид не портили… Все ради светлого будущего. Только в Христианстве человек ценен как уникальная личность, а не утилитарно — как экономическая единица, арийская особь, строитель коммунизма.

Rmq0RgZ-73M

Вне Христианства добро все время усыхает. Быть добрым становится нормально только для кого-то и чего-то — и против кого-то или чего-то. За коммунизм — против врагов народа. За эволюцию — против инвалидов. За семью — против соседей. Всегда приходится жертвовать добром ради… другого добра, которое “ближе к телу”. Обмануть и украсть ради семьи, например.

И только в Христианстве добро абсолютно и даже радикально. Тут для тебя твой враг должен быть равноценным объектом добра. В абсолюте — ты должен интересы врага поставить выше своих!

Только в Христианстве добро ценно само по себе и прежде всего для того, кто делает добро. То есть можно не рассуждать о последствиях, ближних и дальних. Мол, я вот сейчас сделаю добро, а из этого по цепочке выйдет зло… Или сделаю зло, но ради добра! Потому что цель оправдывает средства. И все, пара хитрых манипуляций и логических выкладок — и добро, и зло становятся неразличимыми. Инь и ян сплошное. В добре есть зло, а в зле добро…И только в Христианстве есть простая концепция: Бог сам решит, как все устроить. Решит и устроит все, кроме одного — внутреннего согласия личности с Его Промыслом. Здесь человек должен сам решить, станет ли он проводником добра или зла, сделает гадость или поможет, спасет душу или погубит. И он должен обязательно выбрать добро. И никаких тебе оправданий.

x3f3N5IqI-Q

Ведь почему так часто организации, которые должны помогать сиротам, детям, больным, убогим, превращаются в пыточные? Потому что люди, пытавшиеся быть добрыми, выгорают. Зачем я буду делать добро этим недочеловекам! Я его учу, а он домашку не сделал. Я его лечу, а он мне в лицо плюет. Я ему предлагаю кров и стол, а он из интерната норовит сбежать. Недочеловеки! Нельзя с ними добрыми быть! Распустятся! Нужна жесткая рука. Это очень часто искушение для всех, пытающихся делать “добро без Бога” — от школьной учительницы до Сталина.

Только христианство может дать силы быть добрым к врагам, быть добрым, не ожидая взамен добра, быть добрым, черпая силы в Боге, а не в благодарности “спасаемого” или в общественном признании. Быть добрым, преодолевая искушения эмоциональные (“Ах, гад неблагодарный!”) и интеллектуальные (“А к чему это приведет?”).

Так что, вполне легко быть добрым без Христианства. Смотря что назначить “добром” 😉 Если серьезно — то и по-настоящему, по-христиански добрым тоже можно быть. Я завидую людям, которым хватает на это сил, которые не спиваются и не уходят в депрессию от одиночества своего добра в “жестоком и несправедливом мире”. Но сложно это, ой как сложно. И такие люди встречаются — очень редко. На тысячу людей, считающих себя “хорошими” без Христианства — и вкладывающих в это понятия все, что угодно — приходится один не-христианин, хороший по стандартам христианства. Я завидую таким людям, и мне всегда кажется, что им очень трудно, я бы ни за что не смогла. Помоги им Бог.

Tags: добро без Бога, добро и зло, мораль и нравственность, светский гуманизм, что такое добро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments