Меньше ада - блог плохой христианки (badbeliver) wrote,
Меньше ада - блог плохой христианки
badbeliver

Религия или христианство?

Хозяйке на заметку: тут прочитала у Жирара, что кровавые жертвоприношения - отличный повод провести время с друзьями, сбросить стресс и укрепить отношения. В этом, собственно, их функционал во всех человеческих культурах. И это работает! Но, правда, из-за этого при взгляде на первобытную религию у прекраснодушного гуманиста дергается глаз.



Впрочем, об этой функции сами участники ритуала деликатно умалчивают, будучи уверенными, что “приносят жертву богам”. Так что при довольно отвратительных ритуалах участники потом могут долго ходить в белом пальто, удовлетворив/испугав свою собственную внутреннюю агрессию. Из этого описания понятно, что языческие боги, которым приносят жертву - эти те самые демоны, которые живут внутри нас самих - демоны ненависти, зависти, ревности. Получается такой обряд коллективного экзорцизма, в ходе которого “насилие изгоняется из общины”. Причем все грехи возлагаются на "козла отпущения" (человека или животное), которого члены общины должны коллективно изничтожить, и в его лице - все зло разом. Все сливаются в едином порыве праведного гнева.

После сеанса коллективной жестокости наступает тишь и благорастворение воздухов. Так куются духовные скрепы, община поддерживает благодатный мир, где все на своих местах и все идет по заранее заведенному порядку, а накопившаяся агрессия регулярно “сливается” в ходе жертвоприношения. Ответственность - коллективная, а значит, ничья. Есть только МЫ, и никаких отдельных Я.

Одним словом, истоки религиозной мысли - это эффект толпы, помноженный на спасительный самообман. Мол, это не мы такие, это все боги/демоны накуролесили. Это Вася Пупкин их разозлил своим атеизмом, на костер Васю. Сейчас мы его в жертву принесем, и боги успокоятся. Готово! Где там у нас еще Васи на регулярное кормление дракона?

И я задумалась над тем, что где-то здесь проходит граница между христианством и “христианским язычеством”, ну или просто “христианской религией”, где именно “религия” - на первом месте.

“Христианское язычество” тоже хочет мира, порядка, структуры, иерархии и стабильности. Каждый сверчок знай свой шесток, женщина носит юбку, мужик бороду, и это - основа основ.

“Христианское язычество” с подозрением относится к личности, главное - что скажет коллектив. Оно всегда готово вынести окончательно суждение и расставить все о своим местам.

“Христианское язычество” тоже считает, что мы-то - белые и пушистые, несем добро и свет, а все зло от либералов/жидомасонов/интернета (нужное подчеркнуть). Оно озабочено “чистотой” , презирает "нечистых", навешивает ярлыки и вершит окончательный суд. Оно пророчит кары небесные на цветущие вокруг содом и гоморру.

Само собой, в современном мире такая религия, как и любая другая (такая же) - выглядит уныло и архаично. И, в сущности, мало для чего нужна. Духовные скрепы за религию кует государство. Кому нужно это ваше “не убий”, если есть одноименная статья уголовного кодекса? Вполне себе уже независимая ни от какой религии, так что будьте добры отделить церковь от государства. Религия стонет и жаждет возврата золотых времен, где без нее был бы хаос, война всех против всех и мерзость запустения.

На мой взгляд, в христианской традиции Христос спорит именно с такой, традиционной религиозностью, которая названа “фарисейством” или “законничеством”. И при этом он вроде как и “закон” нарушает, и пришел закон не нарушить, а исполнить.

В сущности он изгоняет тех же демонов, но вот только методы у него другие.

Он показывает, что в законе коренится беззаконие - как для мирного языческого быта необходимы регулярные жертвоприношения. Так что в процессе “поддержания порядка” постоянно надо гнобить козлов отпущения (мытари, блудницы и прочие маргиналы), "из-за которых все зло" и которые будут назначаться плохими, в отличие от всех окружающих - стоящих вокруг в белом пальто.

Но Христос говорит: ты - грешен, ты - ответственен за грех, ты не можешь ни на кого этот грех спихнуть, именно ты - виноват, и ты со своим грехом стоишь один лицом к лицу с богом. Не думай ни о каком "мире в общине", "стабильности и порядке", "нравственном падении общества", "моральных устоях" и "всеобщей гармонии". Есть только ты и Бог - лицом к лицу. А то, что ты для своих - хороший мальчик, благоверный прихожанин и порядочный гражданин, его это не касается. Он-то тебе прямо в душу смотрит.

Такому христианству, обращенному к личности, не нужны банальности, суеверия и страшилки, чтобы убеждать людей.

Что это значит для меня это "обратиться к личности"?

Ну вот например так:

Неправильно: “не обижай товарища, а не то в тюрьму, а потом прямо в адовый котел”, правильно: “ненависть разрушает тебя самого”.

Неправильно: “ограничивай себя во всем, а то Бог накажет”, правильно: “будь свободен, не становись рабом страстей”.

Неправильно: “носи длинную юбку, а не то будешь как проститутка”, правильно: “если ты изо всех стараешься привлечь чье-то внимание, у тебя проблемы с самореализацией; ты - это не то, как тебя оценивают самцы”.

Неправильно: “блюди девственность, а то никто замуж не возьмет”, правильно: “открой в себе любовь, а не ищи ее жадно в мужиках”.

И ведь речь здесь не о каком-то “модернизме”, речь просто о том, чтобы просто сменить фокус с кования скреп на лечение душ.

Именно такое христианство способно существовать в хаосе и адаптироваться к нему, обращаясь непосредственно к богу за советом. Оно способно найти зацепки для себя в любой культуре, выживать и развиваться в самой агрессивной среде. Потому что дух дышит где хочет.

Христианство не озабочено вечной защитой своих стен от врагов, наоборот - оно все время партизанит на вражеской территории.

Христианство признает, что демоны живут внутри нас, а не выползают откуда-то из ада. И что чистота равномерно распределена внутри праведника и внутри блудницы, никто не безнадежен, пока сам Бог не отделит зерна от плевел. А мы со своей поврежденной натурой судить не в силах.

Христианство возлагает на человека огромную ответственность и дает ему свободу. Иногда от этой ответственности так и хочется сползти куда-нибудь в религиозность, где все на своих местах, разложено по клеточкам, и помощь Божья не требуется. Почувствовать себя на ковчеге спасения, а не хилой лодчонке посреди океана.

Но только такую лодчонку может вести Бог.
Tags: христианство, язычество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments