Меньше ада - блог плохой христианки (badbeliver) wrote,
Меньше ада - блог плохой христианки
badbeliver

Красивое оправдание некрасивых поступков

С годами я все с большим раздражением отношусь к красивым оправданиям некрасивых поступков и нездоровых явлений.
О чем я? Тенденция, обозначенная начальным тезисом, характерна для жизни человечества на разных уровнях: личной жизни каждого из нас; семьи; общества; социальных и политических реалий.


Фото: Йована Рикало

Подумаем о этом.

Возьмем, к примеру, семью, где домашнее насилие является нормой. Казалось бы, все предельно ясно: одному человеку плохо бить или унижать другого. Но многочисленные ораторы тысячами слов вновь и вновь обоснуют, что непозволительное позволительно, а ненормальное нормально. "Без ремня нормального человека не воспитаешь", "женщина должна знать свое место" и так дальше, с привлечением языка притч и метафор или бульварной психологии.

Или непоправимый ужас убийства, который ставит точку в том предложении, где еще вчера были заботы и надежды, радости и несчастья, горе и смех. Внутреннее чувство святыни и неприкосновенности жизни, данное каждому из нас, позволило человечеству сформировать на уровне религиозной и общественной морали отвращение к насильственной смерти. Но, к сожалению, нематериальная совесть быстро отходит на второй план перед реалиями материального мира. Сколько разных вариантов оправдания ситуации, когда у человека отнимают жизнь, слышно каждый день: вот социальное благо, вот политическая необходимость, вот общественный покой, вот национальные интересы.

Так разорванный на части ребенок под развалинами школы становится цифрой в статистике "жертв среди мирного населения".

Так исстрадавшаяся женщина с глазами, потухшими от от слез, убеждает себя в том, что волочиться по замкнутому кругу боли и унижения есть смирение и путь на небо. Ведь так ей сказала подруга или священник, даже не помнящий ее имя.

Мне особенно грустно видеть, когда неправда оправдывается от имени Бога. Ни в какой другой книге, кроме Нового Завета, я не читал более сильного призыва не называть свет тьмою. Вот Христос останавливает толпу, желающую праведного суда над блудницей. Вот Он говорит, что горе тем, кто ради буквы закона "оставил важнейшее: суд, милость и веру" (Мф. 23:23). Вот Он различает в разбойнике того, кто достоин Царства Небесного (Лк. 23:42). Но даже все это, - лишь одна сторона.

Наряду с призывом сторониться тьмы, даже если доказывают, что она свет, в Евангелии есть другой призыв. Он прост: видя тьму явления или поступка, уметь, однако, видеть свет в человеке, его совершающем. В этом многообразие палитры Писания: здесь "праведник" проходит мимо Христа, а грешный и погибший умеет остановиться рядом с Ним.

Если без пафосных речей взглянуть со стороны на историю человечества, то можно увидеть, что она пропитана логическим безумием: с одной стороны, убийство, например, есть непозволительное и ужасное преступление. С другой стороны, раз "око за око", то и убийцы заслуживает лишь смерти.

В Евангелии иначе. Тьму нельзя рядить в ризы правды и святости. Да, убийство или насилие тяжелейший грех. Но под гробовыми плитами наших грехов в глубине каждого Бог видит свет, который Он и пытался разжечь ярче, идя на вольную смерть.

Христос противопоставил тьме самого Себя. Это напоминание всем нам: тьма не станет светом, если ее так назвать и красиво обосновать этот тезис. Но она рассеется, если мы не угасим в себе "милость и веру".
Автор: Денис Костомаров

Tags: Библия, Евангелие, добро и зло
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments