Меньше ада - блог плохой христианки (badbeliver) wrote,
Меньше ада - блог плохой христианки
badbeliver

Обнимашки протестантам: про иконы и все прочее

Вот такое чудесное письмо пришло мне от давнего моего подписчика Кирилла. Кирилл, я так понимаю, баптист:

“С какой бы радостью я услышал ВМЕНЯЕМЫЕ аргументы в пользу иконопочитания, святоотеческого наследия, поклонения чудотворным артефактам, чудесам ради чудес (2-е искушение Иисуса), о Богородице и др. заступниках перед Богом (зачем!!!) и многое ещё. Слышу я от "завали табло, мразь еретическая" до "об это многие преткнулись", в чём не больше смысла. Худиев говорит, что у него есть ответ, но молчит, в чём он. Мы ведь протестуем не от гордости, нет. Просто не хотим участвовать в том, что считаем неправильным. Верим, как умеем. Участвовать, разумеется. Волнуюсь.”



Кирилл, друг! Слушай, я вообще не тот человек, который готов дать тебе “вменяемые аргументы в пользу” этих вещей! Потому что я - сама расхлябанность в этих вопросах. Давай по порядку, вот смотри:

1. >> в пользу иконопочитания

Я вообще равнодушна к иконам, к сожалению У меня дома полторы иконы, и то я их на съемную квартиру не перевезла. Увы: вообще эстетика православия от меня далека (иконы, позолота, купола и иже с ними). Для меня любимая икона - это картина Крамского “Христос в пустыне”. Но тем не менее я не считаю иконы каким-то вящим антихристианством. Впрочем, как-то я видела историческую картинку, когда у некой правительницы вся стена от пола до потолка завешана иконами - вот это жутковато. Это попахивает, на мой взгляд, идолопоклонничеством. Но в принципе - в принципе - что плохого в иконах? Потенциальная опасность сделать из них идола? Но эта проблема не икона - это выбор людей. Идола можно слепить и из писания, и из любого пастора, и из вообще чего угодно. Особо упёртое иконоборчество просто придает предмету такую же великую ЗНАЧИМОСТЬ, как и упёртое иконопоклонничество. Ну на самом деле - не вокруг икон вращается православие. Но если кому-то от них хорошо - почему нет? Если кого-то они вдохновляют, успокаивают, настраивают на нужный лад - ну почему нет? Однако любить иконы никто нынче православного не обязывает. С трудом представляю батюшку, который на исповеди спросит, сколько у меня дома икон.

2. >> поклонения чудотворным артефактам

Десятикратно равнодушна ко всяким мощам. Опять же - ну не гонит же никто православного им поклоняться? И батюшка, опять же, на исповеди не спросит, а перецеловала ли я, грешная, все святые мощи, которые положено.

3. >> чудесам ради чудес (2-е искушение Иисуса)

Ну ты уже понял, какой будет ответ :) Да я и писала уже об этом: считаю, что чудеса - это частенько опасные искушения. И я тебя уверяю, тот же Православный Батюшка В Вакууме тоже часто бывает не восторге от увлечения прихожан всякой чудесатостью, обсуждает это с грустью с матушкой на кухне и даже иногда пописывает что-то обличительное в интернетах

4. >> о Богородице и др. заступниках перед Богом (зачем!!!)

Я никогда не молюсь ни святым, ни Богородице. Но опять же - не мне осуждать тех, кто молится, кому это помогает. Кому-то проще приблизиться к Богу через образ Богородицы или через жизнь конкретного святого, живого человека со своей судьбой. Поэтому тоже не вижу особенного искажения христианства - конечно, не в случаях, когда это все заслоняет Христа, и из святых делают пантеон божков. Но опять же, Православный Батюшка В Вакууме тоже на эту тему вздыхает на кухне, и рад был бы тебе - осознанному прихожанину, который бы на эту тему разъяснял на еженедельных встречах на приходе :)

5. >> святоотеческого наследия

Я с превеликим удовольствием читаю Отцов. Так же как ты читаешь Ткачева и не считаешь это поруганием Евангелия. Что тебе мешает читать Ткачева тысячелетней давности? Там тоже интересно, честное слово. Но ЕСТЕСТВЕННО, даже для Отцов главный фильтр - это Евангелие. Никто и не призывает считать эти тексты РАВНЫМИ Евангелию. И никто на свете не заставит меня читать, к примеру, Иоанна Кронштадтского. Я не хочу сейчас обсуждать термин “святой” и спорит о канонизации, но я не поставлю его в один ряд со Златоустом, это точно. Я лично уверена, что для понимания Евангелия нужны интерпретации - без этого никак, там просто очень насыщенно и без подготовки не очень понятно. Так же как для понимания матана неплохи сначала занимательные задачки или хотя бы базовый курс математики. Я лично пришла во многом через Достоевского к христианству - а он же пришел к вере и через Святых Отцов в том числе, то есть мне пригодилась аж интерпретация интерпретаций! А когда я пишу о Достоевском, ты читаешь интерпретацию в кубе! В протестантизме знаешь в чем проблема? Что все равно Евангелие интерпретируется, конечно, но! С нуля, без опоры на уже имеющиеся интерпретации, может получится тот еще харизматический сатанизм. “Чистое Евангелие”, то есть сферическое Евангелие в вакууме на самом деле не очень понятно - как оно мне не было понятно и интересно при первом прочтении. Православие говорит - сначала Евангелия, потом корпус его интерпретаций, который мы долго взвешивали и коллективным разумом согласовали, а ПОТОМ УЖЕ - все остальное. Мне кажется, это разумный подход.

Есть еще много вопросов, которые тут не заданы, но, как я понимаю, подразумеваются. Ну например:

>> 6. Крещение младенцев

Я великого смысла не видела, но и великого смысла препятствовать не видела. Поэтому крестили мама, тетя и бабушка без меня в родной деревне. В православной среде на эту тему активная дискуссия: естественно, речь не идет об общем отказе, а просто о том, чтобы не считать это обязаловкой. Ну собссно, Сферический Батюшка тоже в этом вопросе на тебя давить не будет.

Ну или еще например:

>> 7. Освящение машин и квартир

Сферический Батюшка обнимает тебя как родного, если ты не будешь заказывать у него эти пляски с бубном (зачеркнуто) ритуалы, а просто дашь денег на проведение отопления в дом молитвы (зачеркнуто) храм. Я тебя уверяю, что он тоже очень грустит, когда вместо душепопечения и пищи духовной паства приходит за “религиозными услугами”.
И да - Сферические Батюшки существуют! Более того, существуют приходы, абсолютно лишенные “православной субкультуры”, которая тебя отпугивает.

Я тебя не призываю прямо завтра туда бежать. Я буду рада, если ты для начала откажешься от мысли, что “стать православным” - это значит освятить машину, увешать ее иконами и срочно поехать в пустынь к модному чудотворцу, включив на полную молитвенные песнопения.

Вовсе нет.

И я тебя уверяю, что если ты откажешься от этой фобии, ты увидишь православие иначе. Для меня православие - это очень глубокая духовная культура, это своего рода философская матрица, в рамках которых многие вопросы гораздо более ясно по-христиански интерпретированы, чем в неправославных конфессиях.

Я надеюсь, что когда-нибудь, почитав отцов ли, или русских религиозных философов, а может вообще Серафима Роуза, ты проснешься утром и ощутишь себя чуть более согласным с православием, чем вчера. А потом еще чуть больше... А потом к примеру ощутишь себя согласным на 51% :)

Никакого насилия над личностью. Для начала ты можешь быть таким же плохим православным, как я :)

ЗЫ: посмотрев издалека на этот текст у меня на мониторе, муж сказал: “Ничего себе ответ Кириллу! Он тебя замуж позвал что ли? Мне кажется, проще было написать 42.”

Так что пишу для кучи еще и главный аргумент - 42 :)
Tags: Церковь, верующие, христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments