Меньше ада - блог плохой христианки (badbeliver) wrote,
Меньше ада - блог плохой христианки
badbeliver

РПЦ И PR-КАМПАНИЯ ВОКРУГ ИСААКИЯ


12 февраля вокруг Исаакиевского собора прошел Крестный ход. Чуть позже в этот же день состоялась несанкционированная властями Петербурга акция против передачи собора в ведение РПЦ - несогласные замкнули живое кольцо вокруг собора. Таким образом, запланированная как “тихая” передача Исаакия Церкви вылилась в открытое уличное противостояние по принципу “кто больше народу соберёт”. Этот промежуточный итог свидетельствует о провале операции по превращению музея в православный храм.

Почему РПЦ не справилась с поставленной ею же самой задачей? Казалось бы, в руках церкви были сильные аргументы. Вот только некоторые из них:
1) собор по-прежнему остается в государственной собственности;
2) музейное существование Исаакия продолжится, но будут лишь смещены акценты;
3) вместо платы за вход в музей, каждый сможет посетить собор и взобраться на колоннаду бесплатно;
4) собор задумывался и возводился как православный храм. Тем самым, передача его РПЦ является торжеством исторической справедливости;
5) существует федеральный закон, обязывающий государство вернуть религиозным организациям отобранное у них советской властью имущество. Странно, что имея столь весомые козыри, Церковь не смогла осуществить задуманное гладко.

Чем недовольны противники передачи собора? Это неоднородное сообщество состоит из нескольких групп: политические активисты, готовые возглавить любое недовольство в Петербурге; интеллигенция, испуганная усиливающейся ролью РПЦ в жизни города; музейные работники, уверенные, что потеряют работу; атеисты, поддерживающие любое начинание против “попов”. Основные аргументы противников изменения статуса Исаакия сводятся к следующему:
1) Церковь претендует на то, что ей никогда не принадлежало;
2) Церковь хочет извлекать доходы из собора, возложив бремя по его содержанию и реконструкции на город;
3) Церковь сеет рознь в обществе, не желая идти ни на какие компромиссы;
4) губернатор Полтавченко решил передать Исаакий РПЦ “по-тихому”, ни с кем не посоветовавшись.
Пожалуй, последний момент является ключевым.

Нынешнего губернатора не назовешь самым популярным градоначальником в истории Петербурга. Многие уверены, что он целенаправленно провинциализирует город, во всем подчиняясь Москве. На протестных акциях, посвященных, казалось бы, довольно узкой и конкретной теме Исаакия, в большом количестве встречались лозунги типа: “Отстоим собор - отстоим город!”, “Это наш город!”, “Полтавченко в отставку” и так далее.

Пожалуй, если бы РПЦ и городские власти изначально внятно объяснили свою позицию и представили общественности имеющиеся у них аргументы, если бы состоялось представительное обсуждение проблемы за круглым столом, если бы была показана готовность идти на компромиссы, то протест не вылился бы на улицу и не привел к такому ожесточению по отношению к Церкви и губернатору.

Что же Церковь? Даже сейчас, после очевидного обострения ситуации, она не демонстрирует готовности включиться в дискуссию, ведя себя в лучшем случае пассивно, а в худшем - надменно. Так, Владимир Легойда, ответственный в РПЦ за взаимодействие со СМИ и обществом, прямо обвинил протестующих в политизации конфликта. По его словам, горожан просто водит за нос оппозиция, преследуя в разгоревшемся конфликте свой интерес. Протоиерей Дмитрий Смирнов грозит вывести на улицу миллион православных в поддержку передачи собора, а Виталий Милонов заявляет, что предки лидеров протеста варили христиан в котлах и отдавали на растерзание зверям.

Очевидно, что Церковь не считает нужным показать возможность какого-либо диалога по этому вопросу. РПЦ хорошо чувствует свою возросшую силу, но не до конца понимает, что с ней приходит и большая ответственность. Сама мысль разработки какой-либо PR-стратегии в отношении своей политики, быть может, кажется Церкви кощунственной. РПЦ считает себя правой и не видит необходимости качественно и профессионально доносить до людей свою позицию. Возможно, это и неплохо, что у нас такая несовременная, в чем-то наивная, но уверенная в себе Церковь. Какими будут плоды такой позиции в долгосрочной перспективе, покажет только время.

Автор: Олег Теплоухов


Читайте на сайте
Tags: РПЦ, Церковь и государство, Церковь и общество, политика и вера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments