Меньше ада - блог плохой христианки (badbeliver) wrote,
Меньше ада - блог плохой христианки
badbeliver

Образ назгула и притча об игольном ушке

Автор: Виктория Паздрий


Как вы считаете, друзья, можно ли считать Толкиена фаталистом?

Я глубоко уверена, что нет. Слишком много во "Властелине Колец" неожиданных ходов и парадоксов, а фатализм - это, в общем-то, планомерная обреченность. Коей у сэра Джона не наблюдается ничуть. Всевластие колец весьма относительно, и мое предположение о том, что
око Саурона - сатира на дьявола и ничего более, имеет право быть.

Но если Толкиен не фаталист и кольца "всевластны, да не всевластны" (и Галадриэль, и Фродо их влияние в той или иной степени преодолевают), почему ни один из девяти королей не избежал участи стать назгулом?

Такой вот судьбы:

"Те, кто владел Девятью Кольцами, обрели могущество, были правителями, витязями и чародеями. Стяжали они славу и великое богатство, но все это добро обернулось лихом. Казалось, они обрели бессмертие, но постепенно жизнь становилась им непереносима. Пожелай они — могли бы бродить незримыми, недоступными глазу существ поднебесного мира, и зрить миры, непостижимые смертными; но слишком часто зрили они лишь призраки и ловушки, сотворенные Сауроном. И один за другим, раньше или позже — что зависело от их воли и силы и от того, добро или зло двигало ими с самого начала — они становились рабами своих колец и подпадали под власть Единого Кольца — кольца Саурона. И сошли они в мир теней. Назгулами стали они, Призраками Кольца, ужаснейшими слугами Врага; тьма следовала за ними, и крик их был голос смерти"("Сильмариллион").

Ведь кольца доверили самым достойным из людей.

Ну, чародеями некоторые были, но в вымышленном мире Толкиена не всякое волшебство есть зло. Они были духовно слабее хоббитов и эльфов? Отнюдь. Речь идет об уже зрелых людях, за плечами которых немалые достижения. Некоторые стали назгулами поздно, потому что ими двигало добро.... Но стали же, тем не менее! Почему?


Сила стихии

Мне кажется, по той самой причине, по которой: "... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф. 19:23). С достаточно жесткой  ремаркой Господа: "Человекам это невозможно".

Человеческое естество само по себе устроено так, что не тянуться к своей стихии оно просто не может. Красавице проще впасть в блуд, чем обыкновенной девушке. Не потому, что красавица более распутная - просто у нее действительно есть все, чтобы нравиться, и обладания ею будут очень умело добиваться. Некоторых стихия эроса из себя выталкивает по причине объективных внешних недостатков. А ей там предлагают пьедестал, Как не подняться?

Умному проще возгордиться, потому что его превосходство над недалекими в самом деле очевидно. Для богатого естественно ценить заработанные трудом деньги. И насколько тяжело лишиться красоты или понимать, что ты оглупел, обеднел. Лишился важного.

Потеря стихии. Если личность к ней приросла, это трагедия. Полный крах и бессмысленность жизни.


Ловушки и смирение

Стихией королей была власть. И разве не чувствовал каждый из них себя немного богом? Да практически каждый, имеющий власть, чувствует. Именно поэтому благоверных царей и князей настолько мало по сравнению со всем числом живших на земле монархов.

Благоверные святые - парадоксальные люди. Они приняли всю полноту власти, но сознательно отказались считать себя богами ради Бога. На протяжении всей жизни помнили: вот, мне кланяются миллионы, но я не перестаю быть ничем по сравнению с настоящим Царем. Эти цари и князья не лукавили перед собой насчет собственного могущества - умные ведь были правители. Но сравнивали его с подлинным Могуществом и смирялись.

С будущими назгулами было по-другому. Они "
могли бы бродить незримыми, недоступными глазу существ поднебесного мира, и зрить миры, непостижимые смертными". "Могли бы" означает "имели возможность, но не делали". Почему? Неужели даже из любопытства не заглядывали?

Потому что в духовных мирах была отчетливо видна другая Сила. Сила Илуватара. А когда человек с ней соприкасается, то выбор таков - или приблизиться и стать святым, или сознательно отвергнуть и превратиться в сатану. Встретиться с Богом и сохранить нейтралитет не получится. Да и власть такая штука - после нее станешь или похожим на ангела (как, например,святой король-страстотерпец Эдуард), или сущим бесом. Как назгул или другое умертвие.


Обладатели девяти колец с Илуватаром каким-то образом, безусловно, встретились. С такими-то возможностями. И, наверное, слишком тяжело для них было бы отказаться от идеи считать  богом себя. Понять, что ты - не только не Бог, но и рядом с Ним не стоял. Несмотря на твое колечко. А тут и Саурон под руку с призраками и ловушками. Как всегда.

И вот она, ирония судьбы. Бессмертные и могущественные короли, стремясь любой ценой остаться в стихии власти, превращаются в рабов в черных лохмотьях. Примерно так же, как постаревшие красавицы, цепляясь за красоту, уродуют себя неудачной пластикой,  или происходит "горе от ума" у гениев.

Но это закономерно. Имея что-то необыкновенное, естественно на нем "залипать" намертво. И помочь не стать назгулом может лишь Илуватар. В любом случае.

Tags: духовная жизнь, история, как действует Бог, как я живу, спасение, христианское кино, христианство, что такое добро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments