Меньше ада - блог плохой христианки (badbeliver) wrote,
Меньше ада - блог плохой христианки
badbeliver

«ИСТОРИЧЕСКИ ПРОГРЕССИВНОЕ» ЗЛО

Был ты видом - довольно противен.
Сердцем - подл...
Но - не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь.
Наум Коржавин
Не так давно, читая статью по истории кино, я обнаружил для себя интересный факт. Почему Эйзенштейну, после успеха первой части «Ивана Грозного» запретили выпускать в свет вторую? Оказывается, он «не отразил исторически прогрессивной роли опричнины в сплочении государства». Недохвалил. Напомню, это конец 40-х годов, грядет новая волна сталинских репрессий «в борьбе с космополитизмом». Какая эпоха, такие и герои.

В современной полемике вокруг личности царя Ивана Васильевича меня смущает «точечность» ударов, которые легко отражать. Доказать с помощью какой-нибудь казуистики, что Иван IV не виноват в смерти митрополита Филиппа. Это Малюта без спроса сделал. И вообще испанские и южноевропейские монархи, его современники, проявили не меньшую жестокость. И Казань надо было утопить в крови, не то туда сел бы какой-нибудь представитель крымских Гиреев, помыкать слабой Сююмбике и ее сынком. И Новгород надо было утопить в крови. Утопили, сожгли, и он уже более никогда не поднялся выше провинциального уровня, и ни один русский город больше не сомневался в том, что все деньги надо отдавать московскому государю.

Да, да, да. Опричнина Ивана Грозного – такой же «эффективный менеджмент», как и сталинская коллективизация, и петровский прорыв. Как еще обращаться с этим народишком? Разве только после Смуты он дерзал что-то решать, да и то – царя ведь не было, некому было показать плетку.

Но о «прогрессивности» пусть спорят историки. Перешагнем эту ступень. Что Иван Грозный сделал лично для Орла? Ах, подписал указ о создании! Почему там не быть памятнику Первостроителю? Почему не прославить Тургенева? По этой логике нужно было на Кировке в Челябинске водрузить памятник Анне Иоанновне (она бы очень эффектно смотрелась рядом с модницей и каретой). Но у нас нет памятника даже Татищеву. В Екатеринбурге Татищев есть, но он реально строил этот город. А Иван Грозный многим ли помог рождению города Орла?

Следующая ступень. Светские власти поставили памятник, но зачем его освящать? Это не автомобиль, не дом, не ракетная боеголовка в конце концов.

Что станет следующей ступенью? Канонизация? Но в том-то и дело, что нет! Кто же станет ему молиться?
И почитатели грозного царя, и чиновники, и клирики, освящавшие эту статую и благословлявшие освящение прекрасно понимают, что Иван Грозный – это зло! Но это «наше зло», ведущее русский народ к победам. Это «разрешенное зло». Убивать посохом в гневе, иметь по семь жен, предавать огню дома бояр и даже монастыри – зло, но если царю и его опричникам это можно, это ставит их «по ту сторону добра и зла». Если продолжать эту цепочку, то неужели «государственная необходимость» может оправдать злодея перед Божиим судом?

И последнее. Памятники имеют такое свойство: влиять на будущие поколения. Сегодня вокруг памятника царю Ивану кипят страсти, через 50 лет в сквере возле него будут играть дети. У нас в Челябинске недавно появилась улица Зальцмана. Зальцман возглавлял ЧТЗ в грозные военные годы. Один эпизод: на запасные пути тракторного завода прибыл поезд с трудармейцами из Таджикистана. Была зима, эшелон шел долго, а люди не имели зимней одежды (в их краях она в принципе не нужна). Поезд выгрузил таджиков, их нужно было срочно поселить, накормить, дать одежду. Но Зальцмана волновал только план, только танки. За одну ночь ночевки на снегу погибли сотни людей (кто сразу, кто от нагрузок и воспаления легких в ближайшие недели). Но ведь Зальцман действовал по государственной необходимости. Пустить этих таджиков ночевать в цехах – не положено! Выдать одежду – нет лишних денег, все для фронта! Подумаешь, какие-то таджики (какие-то казанские татары для Ивана Грозного). На улице Зальцмана стоят новостройки. В них вырастет поколение детей, не сомневающееся в том, что Зальцман герой.

Христос, указывая на дитя говорил: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18.6). Такова цена историческим «играм». Поколение, усвоившее, что можно быть «по ту сторону добра и зла», обречено на зло.

Автор: Денис Михайлов
Tags: Денис Михайлов, Иван Грозный, СССР, Церковь и государство, политика и вера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments